logotype
Raffaello Santi.
image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7

 

raf 01

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Джованни Санти был первым учителем Рафаэля и с раннего детства смог привить мальчику вкус к прекрасному, познакомить его с миром современного искусства. Благодаря связям отца, Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Монтефельтро, Гвидобальдо. В течение всей жизни он пользовался дружеской поддержкой и покровительством его жены, Елизаветы Гонзаго. 

В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Бартоломео.

После смерти отца, примерно в течение пяти лет мальчик учился в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити. Юный Рафаэль усвоил не только стиль своего  учителя, но даже такую его особенность, как широкие руки и ноги, и томный поворот головы .

Мастерская Перуджино.

В 1500 году Рафаэль прибыл в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино, в те годы ведущего представителя умбрийской школы. Ранний период творчества Рафаэля справедливо называют "перуджиновским" и отмечают сильную зависимость молодого художника от учителя. Примерно между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини Рафаэль написал для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло алтарный 
raf 03образ "Обручение Марии" - произведение, которое достойно завершило ранний период его творчества. Рафаэль усваивает стиль нового учителя так успешно и с такою полнотой, что, по словам Вазари, "его копии нельзя отличить от оригинальных работ учителя, и различия между произведениями Рафаэля и произведениями Пьетро не поддаются точному определению". В то время Рафаэлю было всего двадцать лет, однако он уже заметно начинал превосходить Перуджино по всем статьям. И хотя его стиль еще напоминал стиль учителя, он уже отличался большей уверенностью и выразительностью.

 

Ранние работы Рафаэля:

raf 06

- "Святой Себастьян" (1502-1503) 

- "Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (ок. 1502, музей Саатлих, Берлин)
-  "Мадонна Солли" (ок. 1502, музей Саатлих, Берлин) 
- алтарный образ "Распятие" (1502-1503,

Национальная галерея,

raf 11

Лондон) 
- "Коронование богородицы" (1502-1503, Ватикан, Пинакотека) 
-"Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем" (ок. 1503, музей Саатлих, Берлин), 
- "Мадонна Пассадена" (ок. 1503, музей искусства Нортона Саймона, Пасадена), 
- ''Алтарь семейства Колонна" (ок. 1504-

raf 09

1505, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)

- "Мадонна Конестабиле" (ок. 1502-1504, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

 

-    "Обручение Марии" (1504, Галерея Брера, Милан)

Флоренция.

С 1504 по 1508 гг. Рафаэль жил главным образом во Флоренции временами возвращаясь в родной город. Этот этап в творчестве Рафаэля - время пристального изучения работ Леонардо да Винчи и Микеланджело, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. 

Флорентийское творчество.

raf 22

- Флорентийские мадонны ("Мадонна дель Грандука", "Малая мадонна Каупера", "Мадонна Терраунова", "Мадонна на лугу", "Мадонна в зелени", "Мадонна Темпи", "Мадонна со щеглом", "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем",  "Мадонна под 

raf 04

балдахином", "Большая мадонна Каупера") 

 

портреты флорентийского периода ( "Донна Гравида", "Портрет молодого человека с яблоком" "Портрет дамы с единорогом", "Автопортрет", "Портрет Анджело и Маддалены


raf 24

Дони") 

 

-миниатюры "Сон рыцаря" и "Три грации"
- "Битва святого Георгия с драконом" (1505-1506, Национальная галерея, Вашингтон) 
- "Архангел Гавриил поражает дракона" (1503-1505, Лувр, Париж), 

raf 30

- "Битва святого Георгия с драконом" (1503-1505, Лувр, Париж),  

- "Благословляющий Иисус" (1506, Пинакотека, Брешиа)

 - "Святое Семейство", 

 - "Святое Семейство с агнцем", 

- "Святая Екатерина Александрийская",

Станцы Ватикана.

 В 1508 г. по приглашению папы Юлия II приезжает в Рим, и немедленно приступил к выполнению чрезвычайно почётного заказа - росписи парадных залов (станц) Ватикана. В Риме, где создано или собрано столько великих памятников искусства, эти фрески производят одно из самых сильных и неотразимых впечатлений. В них раскрылся блестящий дар Рафаэля -монументалиста. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие

raf 31

("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера и сила") (1509-1511 гг.),а также соответствующие

raf 32

 

аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, 

raf 35

богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди величественных архитектурных декораций и пейзажа. Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках люди сильной воли и высокого достоинства. Художник предстает здесь как создатель героического стиля, прославляющего величие, грандиозность творимой им культуры.

Собрание мудрецов классической древности ("Афинская школа") соседствует с собранием отцов христианской церкви ("Диспута"), этим соседством как бы являя два лика единой правды или торжество гуманизма в лоне Ватикана. Прошлое сливается с настоящим: философы античного мира беседуют перед сводами дворца в стиле Высокого Возрождения, и среди них, с краю, Рафаэль изобразил самого себя, а среди отцов церкви - художников и поэтов Италии: Данте, Фра Беато Анджелико, Браманте. Поэты классической древности общаются с поэтами Возрождения ("Парнас"). Светскому и церковному законодательству воздается хвала ("Юриспруденция"). В следующей станце изображается чудесное событие, относящееся к далекому прошлому, но папа, при этом присутствующий, - это сам Юлий II ("Месса в Больсене"). И снова Юлий II является зрителю как олицетворение победы над иноземцами, дерзнувшими посягнуть на сокровища и на власть 

raf 37

римской церкви ("Изгнание Илиодора"). А в другой фреске -"Изведение апостола Петра из темницы" - торжество света над мраком могло быть воспринято как надежда на освобождение от "варваров". Недаром о фресках Рафаэля было сказано, что они представляют собой подлинную эпопею Италии. Каждая фреска безупречно гармонирует с архитектурой покоев и в то же время является совершенно самостоятельным произведением. Переходя от одной к другой, зритель как бы присутствует на величественном представлении.

Архитектура Рафаэля.

raf 51

Первая постройка Рафаэля относится к 1514 году. Сначала он создал маленькую церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 году). Она представляет в плане греческий крест с очень короткими ветвями и перекрыта легким сферическим куполом с барабаном на парусах. 
После смерти Браманте в 1514 году Лев Х назначил Рафаэля главным архитектором на строительстве нового собора Св. Петра, в качестве комиссара древностей он занимался охраной и переписью памятников древнего Рима.
С 1506 по 1514 год строительство собора Св. Петра было в руках Браманте, который, однако, успел лишь частично вывести центральные устои и поднаружные арки храма.
Непосредственный последователь Браманте,  Рафаэль возвращается к традиционной форме плана церковных сооружений в виде латинского креста. Он задумывает купольную постройку с тремя одинаковыми абсидами, четвертая сторона которой развита в сильно вытянутую трехнефную базилику. Но Рафаэль также не успел завершить свой замысел.

"Сикстинская мадонна".

raf 43

Самым великим творением Рафаэля, конечно же является "Сикстинская мадонна" (так названная по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ) . Недаром наш учёный Поленов писал, что "Сикстинская мадонна" уже давно составляет для европейца "такой же культ, как для араба чёрный камень в Мекке".

Сказывают, что Рафаэль, натянув полотно своё для этой картины, долго не знал, что на нём будет: вдохновение не приходило. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Он вскочил: она здесь! закричал он, указав на полотно, и начертил первый рисунок. И в самом деле, это не картина, а ведение: чем долее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобою что-то не естественное происходит. Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и лёгкостью, передала холсту то чудо, которое во внутренности её совершалось.
В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения; но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается. На лице её ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но в нём находят, в каком то таинственном соединении, всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мерная, постоянная, не могущая уже возмутить ясности душевной. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного; а для неё уже нет случая – всё свершилось); но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.
Она не поддерживает младенца, но руки её смиренно и свободно служат ему престолом: и в самом деле, эта Богоматерь есть ничто иное, как одушевлённый престол божий, чувствующий величие сидящего. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. И в его глазах есть тот же никуда не устремленный взор; но эти глаза блистают как молнии, блистают тем вечным блеском, которого ничто не может произвести и изменить ничего не может. Одна рука младенца с могуществом вседержителя опёрлась на колено, другая как будто готова подняться и простереться над небом и землёю.
Те, перед которыми совершается это видение, Святой Сикст и мученица Варвара, стоят также на небесах: на деле этого не увидишь. Старик не в восторге, он полон обожания мирного и счастливого, как святость, святая Варвара очаровательна своею красотою: значимость того явления, которого она свидетель, дала её стану какое-то разительное величие; но красота лица её человеческая, именно потому, что на нём уже есть выражение понятное: она в глубоком размышлении; она глядит на одного из ангелов, с которым как будто делится таинством мысли.
Эта картина не реальность, а зрелище. Не даром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжёлый занавес. Зрелище, преображающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела, наконец, Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире.
Великий ум Гете не только оценил Рафаэляно и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать".
Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному. 
Эта мадонна – воплощение того идеала красоты и добра, которые смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля, и которое Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, показал этот идеал миру, всем нам и тем, кто придёт после нас.

Школа Рафаэля.
У Рафаэля сложилась своя школа в Риме, где происходило совершенствование мастерства художников. Рафаэль жил в Риме, как князь, в окружении учеников и поклонников. Его мастерская - это сложная и весьма активная организация, в которой опытные помощники разной специализации разрабатывали, исполняли, претворяли в жизнь замыслы учителя. В письмах Бембо и Биббиены Рафаэль предстает как деятельный организатор, художник, находящийся в неустанном поиске, человек с неиссякаемым любопытством к познанию.

О частной жизни Рафаэля известно немного, гораздо больше легенд. Еще при жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения. Уже Вазари, жизнеописание которого положило начало многим последующим легендам о Рафаэле, видел в нем и в его образе жизни идеал художника-придворного, одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием. 

Работы Рафаэля с 1508-1520:

raf 34

Фрески виллы Фарнезина, "Триумф Галатеи"

Святые и пророки ("Пророк Исайя", "Святая Цецилия", "Видение Иезекииля", "Архангел Михаил поражает Люцифера").

 

Мадонны римского периода ("Мадонна raf 38

Колонна", "Мадонна дель Фолиньо", "Мадонна в кресле", "Мадонна с синей диадемой", "Мадонна Альба", "Мадонна дель Импанната", "Сикстинская Мадонна")

 

Портреты зрелой поры Рафаэля ("Портрет графа Бальдассаре Кастильоне", "ПортретБиндо Альтовити", "Дама под 

raf 50
покрывалом", или "Донна Велата", Портрет папы Юлия II, Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами)

Судьба благоприятствовала Рафаэлю: в Риме он нашел сильных и могущественных покровителей. Поклонником его таланта был Юлий II. После смерти Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва Х, ставшего папой в 1513 году. Рафаэль умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения - 6 апреля 1520 года. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства - настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.
 

бесплатный каталог сайтов

 

Видео,смотреть онлайн

Шедевры художников

2018  Рафаэль Санти   globbers joomla templates