logotype
Raffaello Santi.
image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7

Станцы Рафаэля.

slide4
Станцы (комнаты) Рафаэля – помещения в папском дворце Ватикана. Папа Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Это четыре сравнительно небольших помещения, которые Рафаэль вместе с учениками расписал в 1508—1517 годах.

 Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано только учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом, в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца делла Сеньятура.

Станца делла Сеньятура была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из комнат, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.). Тема росписи – духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области.

“Афинская школа” — философия, “Диспут” — богословие. “Парнас” — поэзия. “Мудрость, умеренность и сила” — правосудие.

афинская школа

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается “Афинская школа” – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы). На переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева). Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости, почти в центре (с чертами лица Микеланджело). Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте). Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).

По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии.

диспутФреска “Диспута” — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец; под ним: Христос, Богоматерь, Иоанн Креститель; ниже: голубь - символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

Парнас“Парнас”. В центре — Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены, слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо. Справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

 

 

 

Станца д’Элиодоро.

Изгнание ИлиодораСтанцу д’Элиодоро Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви. Фреска “Изгнание Элиодора”, по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Месса в Больсене

В “Мессе в Больсене” изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Изведение Петра

С большим мастерством написана фреска “Изведение Петра”, рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Станца дель Инчендио ди Борго.

Пожар в Борго

Станца дель Инчендио ди Борго – последняя из комнат, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она, и названа, - “Пожар в Борго”. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

 

 

Видео,смотреть онлайн

Шедевры художников

2017  Рафаэль Санти   globbers joomla templates